- Металлообработка
- В сочинениях Платона и Аристотеля содержатся первые сведения об обработке металлов. Авторы стремились, с одной стороны, сформулировать основы металловедения, с другой — обосновать ковкость металлов. В осн. М. занимались кузнецы и литейщики. Они не создали к.-л. принципиальных технич. новшеств в этой области по сравнению с Др. Востоком, но внесли ряд изменений в ремесл. производство. В ходе развития производительных сил вплоть до эпохи поздней античности шел процесс специализации в сфере М.: появились профессии обработчиков свинцовых пород, формовщиков тонколистового металла, волочильщиков, граверов, полировщиков, шлифовальщиков, позолотчиков, оружейников. Они овладели множеством технологич. операций и стали применять самые разнообразные инструменты. В античную эпоху способ холодной обработки широко использовался при заточке, шлифовке, накате, гравировке, фрезеровании, штамповке и тиснении или растачивании. Способ горячей обработки металла использовался в купелировании и литье, но прежде всего в кузнечном деле для получения различных сортов стали. По мере применения паяния, т. е. соединения двух кусков металла в нагретом состоянии сравнительно легкоплавким материалом (припой), для каждого вида металлов были разработаны спец. методы легирования. Для работы с золотом, бронзой, серебром, свинцом и латунью был создан превосходный и обладающий стабильной окраской припой. Судя по археологич. находкам, более распространены были паяльные лампы, а о наличии паяльных трубок сообщают лит. источники. Жидкий металл, мало применяемый в ремесл. производстве, шел в осн. на изготовление произведений искусства (полых статуй). Посредством литья обрабатывалось серебро, реже олово и золото. Железные изделия изготовлялись исключительно посредством ковки. Бронза обрабатывалась только в процессе литья. При этом легирование было предназначено для изготовления изделий, отличавшихся упругостью или твердостью. В эпоху античности был достигнут значительный прогресс во всех видах М. Изображения на монетах получались в процессе примитивного литья в песчаных формах, позолоч. бронзовые изделия больших размеров — путем пустотельной отливки, малых размеров — путем сплошной отливки, светильники — с помощью неоднократной частичной отливки и тщательного паяния. Для чеканки монет и изготовления украш. художеств, отделкой изделий из металла широко применялся ковочно-штамповочный молот (штамп). Появились высокохудожеств. образцы. Уже в 7 в. до н. э. началось изготовление предметов М. на экспорт. Сначала их экспортировали в Сев. Причерноморье. Вплоть до кон. эпохи Империи золотые и серебряные украшения пользовались широким спросом далеко за пределами рим. державы — у различных племен, обитавших на ее границах, в глубинах Азии, и у населения Сев. Африки.рис. 1. Ручное изделие из бронзы, прикрепляемое к плечу медного панциря — шедевр 4 в. до н. э. (обнаружен в Южной Италии в Лири, возможно, изготовлен в Сиракузах).рис. 2. Набор инструментов из находок римского времени: 1 — маленький бронзовый молоток для работы с роговыми изделиями; 2 — молоток больших размеров для работы с деревянными изделиями; 3 — граверный штихель; 4 — металлический скребок; 5,6 — граверные инструменты для выделки круго — и звездообразных орнаментов; 7 — клещи с загибом; 8 — инструмент для филигранной гравировки с деревянной ручкой из Майнца; 9 — сверло с желобом для веревки; 10, 11 — напильники из Норейи; 12 — паяльная трубка (найдена во Франции).
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.